Рассказ "Альфонс-Паша или злоключения поэта" 1996 год
Наступил грустный вечер того дня, который еще утром обещал стать счастливейшим днем двадцатилетней Пашиной жизни. Обещал, но не стал. Надежды не сбылись, а обернулись тягостным разочарованием. Паша предавался грустным размышлениям в своей комнате, обложившись прессой для отвода глаз, так что взору родителей, когда они заглядывали в его комнату, всякий раз представлялась одна и та же картина: серьезный молодой человек сосредоточенно изучает сегодняшний номер "Вечерки". В мыслях же он перенесся от сегодняшнего дня на спасительное расстояние года в полтора.
Благополучно поступив после армии на филфак с мечтой познать азы языка, чтобы стать профессиональным поэтом, Паша оказался окруженным таким количеством представительниц прекрасного пола, какого за один раз в одном месте ему еще не приходилось видеть. Но среди всех обращала на себя внимание Лариса, которая в свои восемнадцать лет успела победить в каком-то конкурсе фотомоделей и сняться в какой-то, всем надоевшей, рекламе. Паша сразу ее узнал, хотя на экране Лариса выглядела как-то иначе. Как это часто бывает с заурядными людьми, он ужасно возгордился, что знаком со знаменитостью, пусть и местного, совсем крошечного масштаба. "Я учусь со звездой", — важно думал он. О том, чтобы понравиться Ларисе, Паша и думать не смел. Он исписал стихами всю записную книжку, а во время сессии с нетерпением ждал очередного экзамена, и не потому, что хотел блеснуть знаниями, а чтобы только встретиться с предметом своего обожания. И вот — есть все-таки еще в этом мире место чуду — в день последнего экзамена она, недоступная, сама подошла к нему и пригласила на день, рождения. Правда, тут же прибавила, что особенно ждет его из-за Лиды, одногруппницы, которая тоже приглашена. Так как Лида, видите ли, может стесняться — большинство гостей ей незнакомо — Паше уготована роль ее партнера для танцев.
Паша воспрял духом. Какая там Лида? Конечно, это предлог. Сама Лариса робела и стеснялась пригласить его вот так, запросто, без комментариев. А что, в самом деле? Разве он нехорош собой? Конечно же, хорош. Он не мал ростом и не велик до нелепости, у него всегда хорошо лежат волосы, хоть шампунь рекламируй, у него... Да что говорить! Надо быть последним идиотом, чтобы не воспользоваться предоставленным шансом. Чем дальше, тем больше Паша ждал заветного дня. И вот этот день наступил. Но ничего-то Паша не дождался! И теперь, когда он был скинут с небес на землю, когда был наказан за свою самонадеянность, он спрашивал себя: а могло ли быть иначе? И отвечал: нет; не могло.
Паша попытался с самого начала проследить этот злосчастный день.
"Во-первых, — рассуждал он, — зачем я пришел так рано, раньше всех? Понятно, мне не терпелось, но я застал Ларису в бигудях, а уж женщины этого не прощают. Даже и черт с ними, с бигудями. Туалетная вода! Вот что меня подвело!"
Дело в том, что Паша, раздумывая, что бы подарить, исходил не только из соображений дамского вкуса, но и толщины своего кошелька. И остановился на туалетной воде, недорогой, но зато французской. Если бы он видел, что подарят другие, он и сунуться не посмел бы с этим злополучным флаконом, он бы лучше вообще никуда не пошел, пропадай все его надежды! Но что было, то было. Пришел он самый первый, вручил он Ларисе эту дешевку, а потом увидел, что ей дарили другие гости. А дарили — кто золотой браслет, кто кофейный сервиз, магнитолу и что-то еще в этом роде. Была и туалетная вода, тоже французская, но какая! Паша видел этот флакон в магазине и помнил, сколько он стоит. Да, Пашин подарок выглядел жалко, но еще более жалкий вид был у Паши.
Надо отметить, что Лариса была из состоятельной семьи, и друзья ее тоже были весьма состоятельные девочки и мальчики, для которых подарить подруге золотой браслет было обычным делом. Паша понял, что пока он не достигнет материального уровня этих баловней судьбы, Ларисы ему не видать. Вобщем, вечер остался в Пашиной душе тягостным воспоминанием, тем более что Паше действительно отвели роль кавалера одногруппницы Лиды. Конечно же, во всем виновата была эта туалетная вода! "Ну что, теперь ты убедился, что поэты нынче не в цене? Сейчас стишками красивую женщину не завоюешь, надо что-то посущественней." Да, тут надо упомянуть, что к флакону туалетной воды прилагались стихи собственного Пашиного сочинения. Но уж стихи-то и вовсе ничего не стоят.
"Я должен заработать деньги, чтобы расположить к себе Ларису. Нужно вставать в один ряд с этими ее приятелями: с Сашей, который уехал от нее на своей машине, с Юрой, который подарил ей золотую цепь... Но как заработать? Как? Где? Ах, если бы я жил в другое время, когда девушки любили, чтобы им посвящали стихи, и не обращали внимания на толщину кошелька. Но я-то живу в это время... Черт! Как бы подзаработать? В коммерсанты я не гожусь, в распространители гербалайфа — тоже. Я готов зарабатывать любым способом. Любым! Только бы побыстрее и побольше. Ведь Лариса нужна мне сейчас, а не через пять лет, когда я окончу университет, и мне, может быть, посчастливится найти хорошую денежную работу. С удовольствием продал бы душу дьяволу, если бы дьявол действительно существовал. Эй, дьявол, ты меня слышишь?.. Нет, не слышишь, потому что тебя нет."
Тут взгляд Паши упал на газетку "Купи-продай". Продолжая думать о своем, он стал машинально переворачивать страницы и постепенно заинтересовался. "Так, продать что-нибудь? Нечего... Так, предлагают работу. Ну, это, конечно, гербалайф, это — рекламные агенты, а это... Зарплата пятьсот рублей. Да ну! Что они, издеваются? Не-ет"
Затем Пашин взгляд стал рассеянно скользить по рубрике "Знакомства." Пропустив без внимания брачные предложения, он вдруг заметил объявление, после чтения которого снисходительная усмешка сбежала с его лица: "Привлекательный мужчина познакомится с немолодой состоятельной дамой с целью скрасить ее досуг."
— Какой тонкий смысл! — прошептал Паша, оживляясь, — привлекательный. Ну, это, конечно, приманка. С состоятельной чтобы могла оплатить его привлекательность ... Немолодой ... И это, само собой разумеется: молодая и так найдет, да еще и сама вознаграждение попросит ... С целью скрасить досуг. Вот где высшая тонкость-то! Скрасить досуг — а может, эта самая немолодая дама наймет его книжки читать — вот он и скрасит досуг. И никакой пошлости, все пристойно. Ну и ловкий же вы господин, мужчина с привлекательной внешностью! Кто вы? Вы инкогнито, господин ловкач! Вы поместили объявление в газету, а бумага все стерпит. Может, вы тот самый Юра, который на пожертвования скучающих дам покупает девушке золотой браслет? А я-то, я чем хуже? Почему я не могу стать таким же ловким? Стыдно? Но ведь никто не узнает! И потом, не я же один, вот перед глазами пример чужой ловкости, и, наверное, процветает, подлец! И ведь не я виноват, время такое. Пакостное время, циничное, когда деньги не пахнут, и ничего святого... Время подлое — и я по-подлому. Конечно, и я бы хотел головой деньги зарабатывать, но головой не заработаешь, филологический ум нынче тысяч не стоит. Я бы хотел руками — не выходит. А деньги-то нужны! Так раз не головой и не руками...
И через несколько дней в газете "Купи-продай" появилось объявление следующего содержания: "Привлекательный молодой мужчина поможет скрасить досуг и приятно провести время состоятельной даме." Еще через несколько дней появились плоды в виде трех писем, которые Паша получил на почте по паспорту. Закрывшись в своей комнате и включив погромче магнитофон, он с замиранием сердца вскрыл первое письмо. "Здравствуй, таинственный незнакомец! — написано бисерным почерком. — Я как раз та самая скучающая состоятельная дама, которой хочется скрасить свой досуг. Позвони по нижеуказанному номеру и пригласи Тамару Ивановну. Если трубку возьмет мужчина, назовись сыном Инны Петровны". Далее следовал номер телефона. У Паши отлегло от сердца. Как все просто! Ничего стыдного, а, напротив, все благопристойно. Он вскрыл второй конверт "Здравствуйте. Я по объявлению в газете "Купи-продай ". Меня зовут Анна Федоровна. Мне сорок три года. Я разведена. Сын взрослый, живет своей семьей. Работаю поваром в больнице. Остальное при встрече. Мой телефон ... " Паша невольно улыбнулся "Какое мне дело до твоего сына?" И принялся за третье письмо. Оно было лаконичным: "Позвоните по телефону ... это рабочий и спросите Нину Ильиничну."
"Вот это я понимаю, это деловой подход," — заключил Паша и, не теряя времени, стал звонить, придав своему тону сухость и деловитость. Всем трем дамам он назначил свидание в одном месте, чтобы не запутаться: возле спортивного магазина "Сотвори себя", под часами, на которых написано "Место встречи." "Ленинский проспект там узкий, не разойдемся, а под часами обычно никто не стоит, не то, что у гостиницы "Центральная." Там под этими электронными народу, глазеющего по сторонам, хоть пруд пруди."
Всем трем Паша назначил свидание в одно время — шесть часов вечера, но в разные дни. Обладательнице бисерного почерка Тамаре Ивановне — в понедельник, поварихе Анне Федоровне — во вторник, а лаконичной Нине Ильиничне — в среду. Как будут выглядеть женщины, он не спросил из деликатности, а про себя сказал, что в руках будет держать букетик цветов. Эта выдумка показалась ему верхом галантности: "Клиент выбирает. Если я не понравлюсь, просто пройдут мимо, никаких объяснений, и никому не обидно. Ну, а если приглянусь — букетик для дамы".
В понедельник Паша тщательно побрился, изобильно увлажнил себя французским дезодорантом и, прикупив букетик фиалок, без пятнадцати шесть нарисовался под часами с остроумной надписью "Место встреч". Денег он не взял умышленно, так как рассудил следующим образом: "Если потащит меня в кабак — не пойду. Она там погуляет на мои кровные, а потом под предлогом "Ох, встретимся завтра", "Ах, я вспомнила — мне надо уйти" — улепетнет. Нет, дорогая, я не простак. Здесь я зарабатываю деньги, а ты платишь. Ты меня покупаешь, а не я тебя. А уж я и так постарался, вот цветочков тебе купил". Конечно, к мысли, что его покупают, надо было еще привыкнуть. Впрочем, долго раздумывать Паше не пришлось, к нему медленно подплыла такая шикарная дама, что дух захватило. Он обратил на нее внимание, когда она еще только вышла из "Мерседеса" и стала медленно приближаться, поблескивая под светом фонарей мехом своей долгополой шубки. И вот она встала прямо перед ним, разглядывая его. "Норковая шляпа, норковая шуба –– тысяч двадцать баксов, если не больше," –– быстренько прикинул Паша. Однако это наглое разглядывание становилось неприличным. "Ну что ж, назвался груздем..." — вздохнул Паша, а вслух процедил: "Чем могу?"
— Это ты Павел? — оборвала его дама в вычурной шляпе.
— Я. А вы — Тамара Ивановна?
— Да, я — Тамара Ивановна.
— Тогда это вам. — Паша галантно протянул даме букет.
— Что, фиалочки? На фиг они мне? — дама кинула букетик в урну. Паша почувствовал раздражение, еще немного — и он обругает ее грубыми словами. Этот снисходительно-пренебрежительный тон явно рассчитан на то, чтобы оскорбить, унизить. Однако Паша сдержался. "Ладно, стерва, ты мне за это хорошо заплатишь".
— В объявлении сказано: "скрашиваю досуг". Что под этим понимать?
— Все, что Вам угодно.
— Что, например? Ведь что-то же ты имел в виду, когда писал это объявление?
— Ну, например, могу составить компанию для похода в кино, театр, если Вам не с кем, а хотелось бы... не одной... Могу читать книжки вслух, впрочем, это, наверное, для дам постарше.
Тамара Ивановна расхохоталась ему в лицо. На них стали оглядываться. Паша решил, что все, хватит унижаться, пора уходить. Но Тамара Ивановна заявила:
— В двух шагах отсюда моя квартира.
Квартира оказалась на втором этаже, с видом на фонтан и холлом. Паша помог Тамаре Ивановне снять шубку и, пока она поправляла перед зеркалом прическу, стал ее искоса разглядывать. Деньги деньгами, но все же надо знать, что тебя ждет. Тамара Ивановна оказалась женщиной дородной, с тяжелым слоем косметики на пятидесятилетнем лице, оформленном добела высветленными кудряшками, хотя ей, пожалуй, больше бы понравилось слово "локонами". Одета она была по-молодежному, во что-то короткое джинсовое и даже с бахромой. Полные ноги были туго обтянуты черными, как потом выяснилось, чулками. В целом эта дама почтенного, по Пашиным меркам, возраста вызвала в нем довольно приятные чувства. Но и Тамара Ивановна не преминула рассмотреть Пашу. Она окинула с ног до головы высокомерным взглядом его высокую, несколько сухощавую фигуру и, видимо, осталась довольна.
Они прошли в уютную спальню, куда хозяйка дома тотчас вкатила на прозрачном столике такое обилие легких, но изысканных и экзотических, опять же по Пашиным непритязательным меркам, закусок, что Паша не преминул их все распробовать и остался весьма доволен. Тут же распили вино из бутылки замысловатой формы. Полумрак рассеивался красноватым светом торшера, играла ненавязчивая музыка, хозяйка развлекала гостя светской беседой. Паша размяк и, попивая вино, думал: "Неизвестно, как там дальше пойдет, а пока хоть наелся, все-таки не зря пришел. Бутерброд с красной икрой я ел, наверное, на прошлый Новый год, да и то мне только один достался, а сегодня я их за один вечер уже штук пять слопал, да и еще ешь — не хочу, жаль, что уже некуда".
Из беседы с Тамарой Ивановной он выяснил, что она замужем за коммерсантом, который постоянно разъезжает; надолго оставляя ее одну. Она не работает, ей скучно. Она перепробовала все ей доступные развлечения — деньги у нее есть, муж человек обеспеченный, но скука все равно заедает. Сын живет в Москве со своей семьей. Видится Тамара Ивановна с ним раз в полгода — то он прилетает, то она. Когда Паша опасливо намекнул, не нагрянет ли вдруг ее муж, крутой коммерсант, она успокоила его. С мужем они живут в другой квартире, а эта ее личная, муж здесь никогда не появляется. И потом, добавила Тамара Ивановна с обидой в голосе, муж почти официально живет с молоденькой любовницей, которой, кроме денег, ничего от него не надо, а она — законная жена — и пикнуть не смеет в защиту своих прав. Иначе он — она не договорила, но обвела взглядом, исполненным тоски, свое гнездышко. И Паша понял, что иначе муж лишит ее этой квартирки и других жизненных благ, поскольку она полностью на его содержании.
— Крутой мужик, — подумал Паша, — если содержит столько народу: жену с волчьим аппетитом, маленькую любовницу, тоже свое не упускающую. Да теперь еще и меня. А что? Я тоже стесняться не буду.
На вопрос, каким видом бизнеса занимается супруг, Тамара Ивановна отрезала, что пригласила его не для того, чтобы вести деловые разговоры. Паша понял это как намек, что пора отрабатывать и щедрое угощение, и будущие блага. О том, сколько он хотел получить, сказать не осмеливался.
Через несколько минут Тамара Ивановна картинно разделась, поразив Пашу роскошью нижнего белья. На знакомых девушках Паша привык видеть ситцевые лифчики. Он проникся к Тамаре Ивановне еще большим уважением и с чувством глубокого почтения провел с ней остаток вечера. Стыдливо принял он от нее определенную сумму, и так как эта сумма превзошла самые смелые его мечты, он с неподдельной искренней нежностью расцеловал свою щедрую подругу. Они договорились периодически встречаться. Инициативу Тамара Ивановна оставила за собой. В превосходном настроении Паша отправился домой. "Вот это женщина! — думал он. — И как, оказывается, все просто".
Завтра Паше предстояло встретиться с Анной Федоровной, поварихой. Паша опять пришел пораньше, купив дорогой букет роз на деньги Тамары Ивановны. Он ожидал встретить не менее богатую даму, которая сторицей возместит его расходы. "В самом деле, как это я припозорился с этими фиалками. Такой роскошной женщине... Эх!". Все-таки Паше льстило, что у него появилась такая любовница — опытная богатая дама, и эти таинственные встречи в ее квартире казались ему романтичными. То, что она ему платит — ну и что? Богатая дама хочет побаловать своего юного поклонника. Что тут такого? Паша даже хотел воспеть их романтические отношения в стихах: полумрак, таинственность встреч, муж — тиран, не ценящий такое сокровище.
Но тут его мысли прервала скромно одетая полная женщина, которая некоторое время украдкой наблюдала за Пашей, не решаясь подойти. Наконец решилась и, мучительно стесняясь, так что даже Паше стало неловко за нее, спросила:
— Извините, это не вы давали объявление в газету?
— Я. А вы — Анна Федоровна?
— Да. — Она еще больше смутилась. — Ой, молодой человек, боюсь, я недопоняла что-то. Я-то хотела насчет создания семьи, а вы такой молоденький...
Паше стало стыдно.
— И я насчет семьи. Извините... Нате вот цветы! Это вам.
Но Анна Федоровна протестующе замахала руками. Паша хотел насильно всучить ей букет, однако новая мысль остановила его.
–– А почему бы не отнести букет Ларисе? Женщины это любят.
И он помчался к любимой, ради которой, в конечном итоге, все и затевал.
А ночью ему снилось прекрасное Ларисино лицо, погруженное в нежные розовые лепестки, на которых еще не успели растаять кристаллы снега. Утром, проснувшись, он первым делом вспомнил подробности вчерашнего вечера. Пробыл он у Ларисы недолго — каких-то полтора часа. Но за эти полтора часа они так сблизились, как будто были давними друзьями. Конечно, Лариса удивилась, увидев его.
— Тебе что, конспект нужен? — насмешливо спросила она, пропуская Пашу в прихожую. Но, когда он бережно вынул из-за пазухи немного примятый букет, глаза ее засветились удивленно и радостно. Потом они вместе пили черный кофе, который, оказывается, оба обожали, и непринужденно болтали на разные темы. Общего у них оказалось много, например, любовь к литературе. Вкусы их в основном совпадали.
— Обожаю Маркеса, — говорила Лариса, закуривая. — А все наши однокурсники в его творчество не въезжают.
— Отчего все? — возражал Паша. — Мне он тоже нравится.
— Как здорово! Ну хоть с кем-то хоть можно поговорить. "Сто лет одиночества!" Ведь это такой кайф!
И они принялись с жаром, перебивая друг друга, обсуждать достоинства романа.
— Я, конечно, не брошу шоу-бизнес, — небрежно обронила Лариса, — хотя это занятие и не доставляет мне особого удовольствия, как многие думают. А вот литература — это же так здорово! Это для меня... ну с чем бы сравнить? А, — засмеялась она, — как лакомиться мороженым.
— А я себя представляю кем-нибудь вроде секретаря-референта, — подхватил Паша. — Но быть поэтом, а я все-таки тешу себя надеждой, что я поэт, и не знать досконально язык и литературу, это ...
–– Да, кстати, недурные стишки ты мне набросал к моему дню рождения. Значит ты поэт. Так это же прелесть! У меня есть знакомые художники, музыканты, а теперь вот и поэт. Почитай мне что-нибудь свое.
Паша никогда бы не осмелился признаться в любви этой красивой самоуверенной девушке, но стихи — другое дело! И глядя Ларисе в глаза, он тихо, проникновенно читал ей строчки, родившиеся на лекциях, переполненные нежностью и любовью, а Лариса слушала, опустив глаза и покрывшись румянцем...
Затем ревнивый Паша как бы невзначай спросил у Ларисы о ее друзьях, присутствовавших на дне рождения. И как радостно забилось его сердце, когда он услышал колкости, отпускаемые девушкой по адресу его соперников.
— Бедные-то они бедные, ведь кроме денег, у них ничего нет, — заявила она. — Надарили всего, чтобы друг перед другом прихвастнуть. А ни один не догадался просто цветы подарить, вот как ты сейчас. Конечно, цветы — вещь бесполезная, но вот мы, женщины, предпочитаем цветы самым дорогим подаркам. Ну подарили мне цепочку, ну и на что мне она, если у меня их три? Да и куда их надевать?
"Вот оно что! — отметил Паша. — Ей надо, чтобы подарок был с изюминкой! Ничего, я как-никак поэт, воображение у меня есть, не то, что у этих новых русских. Да и денежки теперь имеются. Я такой предметик ей презентую, что она уже не посмеет не принимать меня всерьез!".
— А вот ты наоборот, — продолжала Лариса, — у тебя есть талант, ты богатый, хотя у тебя и денег нет...
Паше эта фраза показалась обидной.
— У меня есть деньги, — стал он спорить с горячностью.
— Ну откуда у тебя деньги? Поэты были и есть нищие, во все времена. Поэты как цветы. На взгляд некоторых, абсолютно бесполезны, но многие женщины предпочтут этим самым некоторым именно поэтов.
Однако Пашу это не утешило. Никакого намека в ее словах он не обнаружил. Больше, чем поэтом, ему хотелось быть как раз этим самым некоторым. Посредством денег он хотел сравняться с теми, кто на него, как поэта, мог смотреть как на человека бесполезного.
И вот в шесть часов вечера на следующий день он вновь стоял на своем боевом посту, сжимая в руках, как оружие, букет роз. Он уже придумал, каким подарком удивить Ларису, но для этого нужны были еще деньги. В начале седьмого к нему уверенно подошла дама, которую, собственно, и дамой назвать трудно: старое немодное пальто мышиного цвета с облезлым песцом, такая же старая песцовая шапка с вытершимся мехом. Лицо дама прикрыла рукой в широченной рукавице, поверх которой блестели толстые линзы очков. Она появилась неожиданно, как из-под земли. Может, наблюдала за Пашей со стороны, чтобы удостовериться, точно ли это тот, которого она ждет, но он не обратил на нее внимания из-за ее неказистости.
— Здравствуйте, я по объявлению, — глуховато произнесла она.
— Нина Ильинична?
— Да.
— Тогда этот букет вам.
— Спасибо, — суховатым тоном сказала она и скомандовала: — Теперь нам на тот автобус.
В переполненном автобусе Паша пытался рассмотреть ее получше, но она упорно отворачивалась, старательно прикрываясь рукавицей.
Нина Ильинична привела его в общежитие: темные замусоренные коридоры показались Паше бесконечными. Лифт не работал, и пришлось пешком подниматься на восьмой этаж. В длинном коридоре пахло грязными носками, а за множеством закрытых дверей в крохотных клетушках влачила существование или била ключом частная жизнь. Нина Ильинична отперла ключом одну из дверей, и они очутились в крохотном коридорчике, из которого на три стороны вели три двери. В первом дверном проеме виднелась обыкновенная коммунальная кухня, в другом как на ладони — крохотная убогая комната, полная народу. На столе стояли рюмки, тарелки с закуской. Но застолье было каким-то невеселым, лица у людей угрюмые. На полу комнатушки сидел чумазый ребенок лет трех, безразлично глядевший на Пашу.
— Привет, карапуз, что-то ты не веселый.
–– У него отца недавно убили, –– буднично пояснила Нина Ильинична, отпирая ключом свою дверь.–– Мать убила, прямо при нем. Сейчас под следствием. А родственники сорок дней отмечают. Наконец-то открылся проклятый замок! Проходите.
Паша поспешно заскочил в комнату. Зрелище тризны произвело на него тягостное впечатление. Захотелось домой, к маминым пирогам, к любимой музыке, стихам о прекрасной даме. Он почувствовал отвращение к этой незнакомой женщине, которая спиной к нему прилаживала розы из Голландии в бутылку из-под водки.
— Знаете что, Нина Ильинична, — грубо заявил он, обозревая ее убогий быт, — судя по тому, как вы живете, я сомневаюсь, что вы сможете оплатить мой визит.
— А какова цена? — осведомилась женщина, и Паша заметил, как напряглась ее спина в старом мышином пальто. Он назвал такую сумму, которая превышала даже щедроты Тамары Ивановны. Спина вздохнула с облегчением.
— Меня эта цена устраивает. Теперь посмотрим, устраиваете ли вы меня.
Женщина резко обернулась, и Паша совсем сник. Лицо женщины было обезображено заячьей губой — грубым, не подвергшимся в свое время операции, уродством. Теперь понятно, почему Нина Ильинична прикрывалась рукой. Пытаясь скрыть отвращение, Паша пролепетал:
— Но... при вашей скромной обстановке... разве вам не жаль отдавать последнее?
Нина Ильинична невесело усмехнулась:
— Что, нехороша? А иначе бы разве я стала мужику деньги платить? Я ведь еще молодая, мне только-то тридцать четыре. Но это, — она указала на лицо, — все портит. И не надо меня жалеть, — с вызовом продолжила она. — Если я могу заплатить, сколько вы назвали, значит, эта сумма у меня есть. А ты, мальчик, сильно ошибаешься, если думаешь, что на твое объявление откликнутся молодые и красивые. Они-то уж точно платить не будут. А заплатят только старые да такие, как я. Короче, ты меня устраиваешь, вот твои деньги. Или — до свидания.
"А что, она права. Что тут такого? Ведь я же знал, на что иду" — Он кивнул, разделся и подсел к батарее, что6ы согреться.
–– Может, найдется что-нибудь выпить? –– с тайной надеждой спросил Паша.
— Только чай, — резко сказала Нина Ильинична.
Паша стал медленно прихлебывать чай, стараясь оттянуть то, для чего он здесь находился. В это время Нина Ильинична деловито стелила постель.
— Что ж, — подумал Паша, — назвался груздем... Боже! Дай мне сил отработать эти проклятые деньги. Вот, Лариса, на что я иду ради тебя. Но как же она мне противна, эта уродка. А ведь есть мужчины, которые находят в таких женщинах изюминку... Нет, это не для меня. Напиться бы до потери пульса — и будь, что будет! Так не дает, проклятая ...
А тем временем Нина Ильинична, постелив постель, так же деловито, без тени смущения разделась и, вынув шпильку, поддерживающую старушечью шишечку, распустила волосы по плечам. Паша перевел взгляд на обнаженное тело, и оно неожиданно понравилось ему. Оно не несло на себе проклятия природы, как лицо. Белая нежная кожа с трогательными голубыми венками, красивая, по-девичьи высокая грудь... Нина Ильинична оказалась девственницей. Паше вдруг стало ее жаль.
— Несчастная женщина, — думал он, одеваясь. — За что ее так наказала природа? Такие волосы, такое тело, а из-за этого дефекта так и будет одна. Ну кто на ней женится? Может, ее зачали под пьяную лавочку, или ее мамаша прикладывалась к рюмочке, а может, болела чем... И такое ведь бывает, читал. И из-за какой-то случайности мучайся всю жизнь. Эх, жестокая штука жизнь! Да к черту эти деньги, ведь она преподнесла мне свою девственность! Это я ей должен! Я!
Но тут Паша вовремя спохватился. Эге, поэт, остановись. Прочь сантименты. Ты пришел сюда из-за денег, вот и бери их.
— До свидания, Нина Ильинична.
— Да зови меня Нина. — И она посмотрела на него с любовью и благодарностью. — Спасибо, что не побрезговал. И еще приходи, я заплачу. Да и встречу получше, приготовлю что-нибудь вкусненькое.
Она смотрела на него добрыми грустными глазами, и без очков они казались Паше большими и беззащитными. Паша посмотрел на чашки с недопитым чаем, и его резанула мысль, что она отдала ему последние деньги, и что, пожалуй, ей не на что будет купить себе еды. Он остановился в дверях.
— Надо вернуть деньги, — сверлила его мысль. Но, как-то отмахнувшись от этой мысли, поспешно вышел. Сбегая вниз по узкой лестнице, Паша с облегчением вздохнул.
— Фу, отмучился... В конце концов, это же ее проблема. Ну не я, так другой.
Зато Ларисе он преподнес такой подарок, что она не сразу нашла, что сказать.
— Откуда у тебя такие деньги? — был первый ее вопрос.
— Заработал. Так что больше не говори, что поэты бесполезные люди.
Таким образом, Паша своего добился: он стал встречаться с Ларисой. Чтобы закрепить успех, он продолжал баловать ее дорогими подарками, водил в кафе, казино и разные другие злачные места. Они стали неразлучны. Финансировала Пашу Тамара Ивановна, с которой он продолжал встречаться. Но она частенько раздражала его, особенно во время их совместных выходов в свет — в рестораны, театр, на презентации, от которых Паша тщетно пытался уклониться.
— Рядом с тобой я чувствую себя моложе, — игриво говорила Тамара Ивановна, прижимаясь к нему. Или, торжествуя:
— Посмотри, ничего ведь девочка?
— Которая?
— Да вон та, в короткой юбке, на невообразимой платформе.
— Крашеная блондинка? Да, ничего.
— А ее кавалер куда хуже, чем ты. Вот так-то, девочки!
"Старая ты дура, — думал Павел, — да разве кто-нибудь может предположить, что мы любовники?"
Однажды в театре, выгуливая свою великовозрастную подругу, Паша нос к носу столкнулся с Ларисой. Он постарался поздороваться как можно непринужденней и поспешил раствориться в толпе, увлекая за собой неповоротливую Тамару Ивановну. На другой день на лекции Лариса поинтересовалась
— Кто эта приятная пожилая дама, с которой ты вчера был в театре?
–– Мамина приятельница. Мы искали маму.
Еще более неприятно было то, что Тамара Ивановна теперь предпочитала рассчитываться не деньгами, а подарками: то преподнесет рубашку, то одеколон. Словом, их связь стала тяготить Пашу, и в один прекрасный момент он ей заявил по телефону, что встречаться с ней не сможет — отвлекает от учебы. Вышло грубовато, конечно, но после этого Тамара Ивановна его больше не беспокоила. Чуть раньше он прекратил встречаться с Ниной Ильиничной. Отношения с ней его устраивали даже больше: сентиментальностей она не позволяла, все было по-деловому. Он делал свое дело, она платила деньги, и они без лишних слов расставались. Деньги он брал уже без стеснения. Кстати, отношения первая разорвала она. Но к тому моменту дружбу с Ларисой уже не надо было закреплять деньгами. Казалось, она им искренне увлечена. И когда поток дорогих подарков прекратился, она не подала виду, что это ее огорчает.
На их курсе судачили о свадьбе Паши и Ларисы, как о деле давно решенном. Лариса познакомилась с его родителями, Паша — с Ларисиными. И те, и другие благосклонно ждали, когда дети узаконят свои отношения. А дети не спешили, они хотели продлить очарование дружбы.
— Знаешь, почему я выбрала именно тебя? — как-то раз спросила Лариса.
— Догадываюсь: никто тебе не дарил таких изощренных подарков и не жалел денег, чтобы развеселить тебя.
— Вовсе нет. А кстати, откуда у тебя было столько денег?
— Подрабатывал. Специально для тебя. А потом увидел, что это мешает учебе. А учеба все-таки главное.
— Конечно. Наработаешься еще. Но ты не угадал. Я влюбилась в тебя как в поэта. Представляешь, вокруг все эти коммерческие мальчики, и вдруг твои стихи! Почитай мне что-нибудь, ведь есть же что-то новое?
И тут Паша с удивлением обнаружил, что стихов он больше не пишет с тех самых пор. Его душа перестала петь, неужели навсегда?
Разговоры о свадьбе стали более конкретными, когда Ларисин отец пообещал ему найти хорошую работу и намекнул, что свадебным подарком будет квартира. И тут на Пашу обрушился страшный удар.
Как-то раз, когда вся Пашина семья была в сборе, в дверь позвонили. Дожевывая пирог, настроенный весьма благодушно, Паша пошел открывать. То, что он увидел, по силе и неприятности воздействия можно сравнить с ударом тока. На пороге стояла Нина Ильинична с младенцем, укутанным в одеяло. Она уже не прикрывала застенчиво рот рукавицей. Напротив, весь ее вид был сама уверенность. Перед Пашей стояла не робкая старая дева, а мать, готовая как львица защищать права своего ребенка. Увидев озадаченное Пашино лицо, она поняла, что ее и ее малыша с распростертыми объятиями здесь не встретят, и приготовилась к нападению.
— Здорово, молодой папаша, — с недоброй ухмылкой произнесла она, — получай сына! — и вручила Паше сверток. Паша все понял, и единственным его чувством в тот миг было отсутствие всяких чувств. Спустить с лестницы нахалку он не мог из-за деликатности — ведь он как-никак поэт... был когда-то. Кроме того, он понял, что с Ниной Ильиничной этот номер не пройдет.
— Кто там, Павел? — вышла в прихожую мать. И при виде обескураженного сына с младенцем на руках ее лицо вытянулось.
— Виктор, скорее, Виктор! — беспомощно закричала она. — Ради бога, Павел, что здесь происходит?
В коридоре показался озабоченный отец. Паша молчал, и Нина поняла, что настал ее черед действовать. Она переступила порог.
— Да вот, у нас с Пашей родился сын — Пал Палыч.
Отец и мать с ужасом и отвращением воззрились на незнакомку.
— Кто это? — спросила мать.
— Нина Ильинична, — пробормотал Павел. Ребенок завозился и стал пищать. Несчастный Паша принялся машинально трясти его. Он по-прежнему не мог оценить ситуацию. Ситуацию оценила мать.
— Закройте дверь, не дай бог, соседи увидят. Так, Павел, значит, это правда?
— Скорее всего, да.
— Так, проходите.
Все прошли в зал, расселись чинно, как на похоронах. Теперь молчание прервал отец:
–– Так что, сын, это правда?
— Не знаю, может, она не только со мной, — заявил Паша, с ненавистью глядя на Нину.
— Да, — оживилась мать, — откуда мы знаем, может, вы...
— Вы, конечно, не знаете, — уверенно прервала ее Нина, — зато экспертиза знает доподлинно. Сейчас не то, что в прежние времена: в суд с двумя свидетелями. Сейчас экспертиза с точностью сто процентов определяет, кто отец ребенка. Так что, если сомневаетесь, — пожалуйста.
Паша и его родители сникли перед такой настырностью. Хотя мать попыталась сопротивляться:
— А что, давайте на экспертизу!
Однако Паша, смирившись, махнул рукой:
— Ладно, мам, она права. На двух мужиков у нее, по ее бедности, денег бы не хватило.
— Верно подметил! Ну ничего, с алиментами ты мне за все с лихвой возвратишь.
Родители не поняли смысл этого странного диалога. Вдруг отец спросил:
— Павел, а как же Лариса?
— Папа, не упоминай о ней здесь, при этой... Я женюсь на Ларисе, что бы ни случилось. — Паша с ужасом подумал, что есть еще Тамара Ивановна, но, приняв во внимание ее преклонный возраст, успокоился.
— Значит, ты женишься на Ларисе?
— Разумеется! Не на этой же!
— Пусть женится на ком хочет, — заявила Нина Ильинична, — сам он мне не нужен. Мне нужен был лишь ребенок от него, да чтобы материально помогал растить. Я санитаркой в больнице работаю, зарплата у меня сами знаете, одной мне ребенка не поднять. Иной раз самой есть нечего, а ведь ребеночка ой как хотелось — одна ведь я на всем белом свете.
— Да как же вам одной-то с ним? — спросила мать.
Она поняла, что эта страшная женщина не набивается в жены ее сыну, и несколько смягчилась.
–– Да вот так, с божьей помощью, и смогу.
–– Да почему же вы замуж-то не вышли?
–– А кто меня такую-то возьмет? Только ваш сын меня и пожалел, а до него у меня никого и не было.
— Пожалел на свою голову! — процедил отец. — Ну погоди, сынок, мы с тобой еще поговорим.
— А что со мной говорить? Что я, маленький, что ли? Дело сделано, и обсуждать я ничего не собираюсь, — вспылил Паша.
... С этих пор маленький Пал Палыч стал полноправным членом их семьи. Мама Паши нашла, что он удивительно похож на Пашу, — ну просто вылитый Паша в детстве! — и охотно нянчилась с малышом, когда Нина Ильинична его подкидывала. И поскольку молодая мать не могла себе позволить погулять в декретном отпуске и скоро вышла на работу, Павлик целые дни проводил у бабушки с дедушкой и у молодого папы. А поскольку бабушка с дедушкой работали, то и вышло так, что главной нянькой стал папа Паша, у которого было больше свободного времени. Малый рос такой хорошенький, забавный и смышленый, что очень скоро на него перестали смотреть как на досадную случайность, полюбили и даже радовались его появлению. Со временем и Паша к нему привязался.
— Сын! — с гордостью думал он, глядя на свое детище. Однако Паша не воспринимал своего сына как одно целое с его матерью. Резкая неприязнь к Нине Ильиничне не становилась меньше. Она по-прежнему оставалась для всех чужим малоприятным человеком. Да она и сама не делала шагов к сближению. Сухо, по-деловому договаривалась, когда принесет сына, молча брала деньги или продукты и уходила, забирая малыша с собой.
Пашу раздражало, что его сын большую часть времени живет не с ним и неизвестно как содержится и воспитывается.
— Какие странные, неестественные отношения, черт те что! — с грустью думал он. Пашина мать как-то сходила к Нине Ильиничне в общежитие и, придя в подавленном настроении, рассказала, что малыш содержится в ужасных условиях.
— Вы только подумайте! — говорила она, — Эта маленькая клетушка такая холодная — ну настоящий холодильник, а какой сквозняк! А наш Павлик даже не имеет кроватки, спит с матерью. Нет, я думаю, после матери мы ребенку самые близкие люди. И если мать не в состоянии нормально содержать ребенка, то мы не можем позволить ему расти, как попало.
Но если малыш покорил сердце своей бабушки и отца, то дед так быстро не сдался. Он относился к ребенку с прохладцей и часто, глядя на сына с неприязнью, говорил:
— Нет, я все-таки не понимаю. Иметь такую женщину, как Лариса, и еще изменять ей — и с кем? С этой... Да ведь это надо постараться отыскать этакую рожу.
— Тебе этого не понять, — огрызался Павел. — Ты человек заурядный, а я творческая личность. А творческую личность часто тянет на что-нибудь этакое.
Но Пашу, конечно, очень беспокоило и угнетало то, как отнесется к его сыну Лариса. Как он ни ломал голову, ясно было одно: она ничего не должна знать! Ну, может, потом когда-нибудь, много времени спустя после свадьбы. И жить они, конечно, будут не здесь: ведь родители Ларисы обещали им к свадьбе квартиру. Главное — не водить ее к себе. И они встречались у нее дома. И все-таки не мог же Паша совсем не приводить Ларису к себе. Его постоянные отговорки ей стали казаться подозрительными.
То, чего Паша так боялся, однажды все-таки свершилось. Лариса и Паша коротали у него вечер, слушая музыку, и, казалось, неожиданностей не предвиделось — по вечерам Нина Ильинична не приносила сына. Лариса собралась домой. Она надевала перед зеркалом шапку и рассказывала что-то смешное. Паша стоял на стуле в своей комнате и пытался отыскать для Ларисы книгу, как вдруг в дверь позвонили.
— Я сейчас открою, — крикнула Лариса. Через некоторое время Паша, оглянувшись, увидел ее в дверном проеме.
— Паш, там тебя спрашивает какая-то женщина с ребенком.
Руки у Паши задрожали, он едва не упал со стула. Словно потерянный, он вышел в прихожую. Там стояла, конечно же, Нина Ильинична, с вызовом выпятив заячью губу, с маленьким Павликом на руках.
— Здравствуй, — деловым тоном заговорила она, — придется тебе посидеть с сыном недельку-другую, я ложусь в больницу.
— А что случилось? — прошептал Паша, спиной ощущая пронизывающий Ларисин взгляд.
–– По женской части, — ледяным тоном произнесла Нина Ильинична. –– Я 6уду звонить каждый вечер, узнавать, как Павлик. Ну и, конечно, постараюсь освободиться пораньше. Она всучила ему сверток со спящим сыном и уже стала разуваться, но Паша, наконец, овладел собой и холодно произнес:
— Не трудись разуваться, ты же видишь — я не один. Иди в свою больницу.
— Ладно, я позвоню.
Нина Ильинична кинула на Ларису победоносный взгляд и вышла. "Наверное, сегодня триумф ее жизни", — подумал Паша с ненавистью. — "Испортила жизнь человеку, гадина". Не смея поднять глаз на Ларису, он вернулся в свою комнату, положил сына на кровать и, как потерянный, опустился рядом. Вошла Лариса. Она смотрела с неприязнью, глаза ее сузились. Паша сжался под ее взглядом.
— Ну что ты смотришь, как чужая? — не выдержал он.
— Так, объясняй, — не прошептала, прошипела Лариса.
— Это... Ну ты сама, наверное, поняла.
— Нет.
— Это мой сын, Павлик.
— Твой сын?! А его мать эта...?
— Да, эта.
— Так ты что, женат?
— Нет, конечно же, нет! Да я тебе все сейчас объясню. Понимаешь...
— Понимаю, — ледяным тоном продолжала Лариса, — сколько ему?
— Полгода.
— Так-так, господин Дон-Жуан. Значит, ваша любовь, о которой вы мне столько твердили, допускала развлечения на стороне ...
В этот момент ребенок заплакал. Паша, не знавший, что сказать еще в свое оправдание, схватился за младенца как за спасительную соломинку и, сюсюкая, чтобы нарушить неловкое молчание, принялся раскутывать ребенка. В душе он надеялся, что Лариса как женщина, смягчится при виде трогательного маленького существа. Однако вышло наоборот. При виде той нежности, с какой Паша взял на руки сына, у нее задрожали губы:
— Вот как ты любить сына этой женщины'! –– крикнула она сквозь слезы и убежала. Паша хотел броситься за ней, но вдруг подумал, что малыш может упасть в его отсутствие, так и остался сидеть, прижимая ребенка. В прихожей хлопнула дверь, шаги уходящей Ларисы замерли вдалеке.
И вдруг из хаоса мыслей и призывов о прощении явственно всплыла строчка, которая могла стать началом стихотворения:
"Ты меня никогда не простишь..."
— Бог мой! Неужели я опять могу сочинять стихи? — встрепенулся разум.
"Ты меня никогда не простишь,
Такое не прощает никто..."
— Нет, словечко "такое" здесь не подходит. А может, перевернуть?
"Ты меня никогда не простишь, Не прощает такое никто".
— Хм, уже лучше. Черт! Да где же блокнот? Отложив сына и схватив лежавшую под рукой газету, Паша, лихорадочно зачеркивая написанное и вновь нанизывая строчку на строчку, писал первый за все эти месяцы стих.
Шаг за шагом удалялась из его жизни любимая женщина, рядом плакал его сын, а он, утопая в омуте рифм, писал и писал ...