«Игра с Временем». Рецензия на роман Игоря Саврасова «Умножители времени»

  

  «Вся наша жизнь – игра» - эта фраза великого мастера сюжета Шекспира стала излюбленным приёмом в творчестве многих писателей, которые или играют с читателем, как, например, Хулио Кортасар в своём произведении «Игра в классики», или описывают игры своих героев, как Герман Гессе в интеллектуальном бестселлере «Игра в бисер». Описывает Большую Игру в своём новом романе «Умножители времени» и петербургский писатель Игорь Саврасов. Игра в самом деле Большая, ведь автор решил «поиграть» ни много, ни мало, а с самим Временем, вынеся в эпиграф высказывание апостола Павла «Видимое временно, а невидимое вечно».

     Стиль Игоря Саврасова определился ещё в его первом романе «Мальтийское эхо». Сам писатель обозначил своё творческое направление как синтез жанров: «историко-приключенческий, мистический, философско-интеллектуальный сюр». С вплетением в повествование лирико-любовной темы, что позволяет читателю немного отдохнуть от концентрации различной информации из областей истории, философии, теологии и т.п., являющейся настоящим духовным пиршеством для любознательного читателя.

     Если сравнивать оба романа, то «Умножители времени» - более зрелое и профессионально написанное произведение, к достоинствам которого следует отнести лёгкий летящий слог, образную насыщенность, построение и развитие сюжета, живые диалоги.

     Действие романа происходит в двух временных отрезках: наши дни и начало 18 века. Историко-приключенческая канва начинается с того, что главный герой, человек учёный, профессор МГИМО, Глеб Сергеевич Всеволожский, игрок по натуре, получает предложение поучаствовать в Большой Игре, в которой замешаны три карты как ключи к разгадке некой тайны, разгадать которую должна помочь ему женщина, нуждающаяся в помощи, ведь речь идёт о жизни и смерти. А найти эту таинственную незнакомку ему предстоит в Карлсбаде, куда герой и направляется, узнав, что, оказывается, он является потомком сподвижника Петра Первого, при этом чернокнижника и мага Якова Брюса. Одна тайна – тайна рождения героя – приоткрыта, но она порождает множество новых: карты, дама, особая миссия по спасению – кого и от чего… Заинтригованный профессор МГИМО отправляется в путь, не менее заинтригованный читатель отправляется следом по страницам романа.

     Параллельное повествование переносит читателя в 18 столетие, где доживает свой век «русский Леонардо Да Винчи» - государственный деятель и учёный Яков Брюс, который, вспоминая «дела давно минувших дней» (историческая часть), приоткрывает завесу тайны, в которую должен проникнуть герой (приключенческая часть), так что читателю постепенно становится понятна суть миссии главного героя, хотя головоломок с развитием сюжета становится всё больше.

     Постепенно в реалистичное повествование вторгается ирреальное. Всё больше сгущается атмосфера мистики. Роман из исторического становится фантастическим. Очень большое внимание уделено снам, которые не просто показывают психологическое состояние героев, но также создают ауру мистики и загадок, создавая ощущение то ли реальности тонких миров, то ли зыбкости реального мира, грань между которыми постепенно стирается.

     «Зигмунд говорил: «Сон — королевская дорога подсознательного…» (стр. 257).

     Характеристики романа – историко-приключенческий, мистический – можно дополнить определением «символический», так как он изобилует знаками и символами. Это и Великая Китайская стена как символ стены между мирами, через которую невозможно ни перескочить, ни, хотя бы, заглянуть, чтобы увидеть – а что там, по ту сторону реальности? И символ клинка, лезвия, перерезывающего «нить Ариадны». И, конечно, рассуждая о Времени, автор не мог обойти его самый прямой символ – часы. Женщина, жизнь которой должен спасти профессор Глеб Всеволожский, передаёт ему свои часики, как знак того, что отныне отпущенное ей время – в его руках…

     Основная идея романа стара, как мир: это гуманистическая идея вечной жизни, нежелание смириться с трагической закономерностью, когда человек – живой, любящий, накопивший огромный профессиональный опыт, который призван нести добро и пользу людям, человечеству, уходит из жизни, не окончив важные исследования, не успев осуществить свою миссию, когда с уходом человека исчезает целый мир, его микро-вселенная.

     «И погаснет со временем его Гений, его идеи, начинания величайшие, самый облик истинный его, настоящая биография…» Как круги на воде… исчезают смыслы, тают во времени и пространстве. И Атлантиды должны уходить на дно. А море снова и снова будут искать, «открывать велосипеды», «наступать на грабли». Играет, батенька, Диавол-то, ох, играет! Но Призраки и Привидения гениев будут жить и открываться избранным. И открывать Пути…» (стр. 255) – рассуждает автор устами одного из героев романа.

     Удастся ли человечеству – пусть не перехитрить Бога ли, дьявола ли, и остановить время, - но хотя бы «умножить», продлить время человеческой жизни?.. Какими паранормальными способностями должны обладать для этого учёные? Загадки из каких областей знаний решить?..

     «Из темноты воззвал я к Господу, — с пафосом произнёс громко Андрей Петрович и после паузы закончил уже с горькой иронией: — Но не ответил Он мне из Света…» (стр. 272)

     Игорь Саврасов оставляет финал открытым и не понятно – удалось ли в итоге героям произведения «умножить» время? Вот только – как последний знак и подсказка играющего с читателем автора: часики в финале сначала остановились… а затем пошли в обратную сторону…

     И хочется поддержать автора, устами одного из героев восклицающего: «Давайте все вместе думать о хорошем, давайте выстраивать правильное намерение, давайте верить… Верить…»  (стр. 262).

 

Ольга Шпакович

Литературный критик, член Союза писателей Санкт-Петербурга